Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

ларионов мих. фед

Гуманитарный словарь

ЛАРИО́НОВ Мих. Фед. (1881-1964) - живописец, театр. художник, график. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества у И. Левитана, А. Архипова, В. Серова, К. Коровина (1898-1910). Ранние работы - в духе позднего импрессионизма ("Куст сирени в цвету", 1904); увлекался живописью П. Гогена, В. Ван Гога и особенно П. Сезанна. В 1903 женился на художнице Н. С. Гончаровой, оказавшей на Л. очень значит. влияние. В 1906 посетил Париж и Лондон и, ознакомившись с новейшими худож. течениями, под воздействием фовизма стал одним из основоположников рус. авангарда. Ранние авангардистские произведения Л. синтезируют фовизм с рус. народными традициями лубка и ремесленной живописи уличных вывесок, к-рые Л. коллекционировал. Тем самым авангардизм Л. был изначально оригинальным худож. явлением, немедленно привлекшим интерес. С 1907 Л. писал в примитивистской манере, отмеченной резким рисунком и яркостью сочных цветов, гротескные сцены солдатского и провинциального быта ("Отдыхающий солдат", 1911; "Весна", 1912). В этот футуристический период творчества Л. увлечение лубком, примитивом, кубизмом воплотилось в подчеркнутой деформации и обобщенности объемов, в нарочитой грубости фактуры и в броской красочности. Все это казалось способным утвердить чувств. полноту и красочность бытия. Вокруг Л. под сильным влиянием Н. Гончаровой группируются разделявшие его футуристские взгляды моск. "левые" художники, противостоявшие не только академизму и реализму, но также символизму и пассеизму "Мира искусства" (в выставках к-рого Л. принимал участие на первых порах, решительно разойдясь позднее). В 1910 Л. организует выставку "Бубновый валет", ставшую манифестом авангарда; на основе выставки сформировалось одноименное объединение художников (П. Кончаловский, А. Куприн, А. Лентулов, И. Машков, В. Рождественский, Р. Фальк и др.).

В 1911 Л. приходит к идее лучизма - одной из первых концепций декоративного абстракционизма, тесно сближается с поэтами-футуристами, иллюстрирует их произведения. Был дружен с Д. Бурлюком. В 1912 Л. с группой единомышленников отделились от "Бубнового валета", считая его слишком западническим (основанным на фовизме), - они же опирались прежде всего на рус. и вост. примитив и пропагандировали Н. Пиросманишвили и др., а также на иконопись, лубок и вост. иск-во (Л. коллекционировал индийские, персидские, кавказские народные картинки). Эти увлечения наиб. проявились в творчестве Л. нач. 1910-х гг. Л. со товарищи (С. Бобров, В. и Д. Бурлюки, Н. Гончарова, К. Зданевич, М. Ле-Дантю, К. Малевич, В. Татлин, А. Фонвизин, М. Шагал, А. Шевченко) организовали еще более острые, чем "Бубновый валет", выставки "Ослиный хвост" (две одноим. одновр. в Москве и Петербурге). Название связано с французским эксцессом (в нек-рых зап. энциклопедиях о Л. говорится как о художнике, прославившемся писанием картины ослиным хвостом), должно было подчеркнуть анархически-бунтарский характер выставки, пафос полной свободы творч. экспериментов. Стремление шокировать обывателей столь же свойственно Л., как и поэтам-футуристам. "Ослиный хвост" соединял интерес к вост. примитиву с тенденциями кубофутуризма и абстракционизма.

В 1913 Л. публикует свои изыскания - концепцию лучизма и устраивает выставку группы "Ослиный хвост" под названием "Мишень", в значит. степени демонстрирующей лучистские произведения, как и на выставке "№ 4" в 1914. В 1915 переезжает в Париж, оформляет балетные постановки антрепризы С. Дягилева ("Русские сказки" А. Лядова, "Шут" С. Прокофьева - обе вместе с Н. Гончаровой). Революция застала Л. во Франции, где он и остался, занимался театрально-декорационным иск-вом (в частности, оформлял балеты Л. Мясина на рус. темы), книжной графикой, в живописи с течением времени вернулся к своей ранней манере, писал камерные сюжеты и натюрморты. Его парижское ателье помещалось в Латинском квартале на ул. Висконти. Во всех творч. поисках Л. сохранял непосредственность живого восприятия. В 1988 по завещанию второй жены Л. А. Томилиной несколько сот работ Л. и Н. Гончаровой было передано в Россию.

Соч.: Лучизм. М., 1913.

Лит.: Ослиный хвост и Мишень. Сб. М., 1913; Выставка произведений группы художников "Бубновый валет". М., 1927.

М. Ф. Ларионов. Эскиз декорации к спектаклю «Полуночное солнце». 1915

М. Ф. Ларионов. Эскиз декорации к спектаклю «Полуночное солнце». 1915

Полезные сервисы

ларионов михаил фёдорович

Энциклопедический словарь

Ларио́нов Михаил Фёдорович (1881-1964), живописец. Один из лидеров раннего русского авангардизма; организовал (совместно с Н. С. Гончаровой) выставки «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), создал так называемый лучизм (один из первых вариантов абстрактной живописи). Под влиянием французского фовизма, русского лубка, так называемого изобразительного фольклора (городские вывески и т. п.) со второй половины 1900-х гг. писал в гротескно-примитивистской манере сцены провинциального и солдатского быта («Отдыхающий солдат», 1911). С 1915 в Париже, оформлял спектакли Русских сезонов С. П. Дягилева.

* * *

ЛАРИОНОВ Михаил Федорович - ЛАРИО́НОВ Михаил Федорович (22 мая 1881, Тирасполь Херсонской губернии - 10 мая 1964, Фонтене-о-Роз, Франция), русский живописец, график, театральный художник, теоретик искусства. Лидер движения русских авангардистов (см. АВАНГАРДИЗМ) конца 1900-х - начала 1910-х годов, автор пейзажей в духе импрессионизма (см. ИМПРЕССИОНИЗМ) и фовизма (см. ФОВИЗМ), примитивистских композиций («Отдыхающий солдат», 1911). С 1915 года жил за границей. Ларионова признают создателем лучизма (см. ЛУЧИЗМ) (вариант абстрактного искусства (см. АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО)).

Сын военного фельдшера, Ларионов с 12-летнего возраста посещал реальное училище в Москве. В 1898 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где с перерывами - его исключали три раза за художественное вольномыслие - учился до 1910; педагогами его были И.И. Левитан (см. ЛЕВИТАН Исаак Ильич), В.А. Серов (см. СЕРОВ Валентин Александрович), К.А. Коровин (см. КОРОВИН Константин Алексеевич), С.В. Иванов (см. ИВАНОВ Сергей Васильевич).

До 1906 года продолжался неоимпрессионистический период Ларионова. Особенно много работ, в которых он выступил тончайшим колористом, умелым аранжировщиком фрагментированных композиций, было создано в 1903 в Крыму, куда он поехал вместе с женой, художницей Н.С. Гончаровой (см. ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна). С 1905 Ларионов широко выставлялся; в 1906 совершил поездку в Париж, субсидированную С.П. Дягилевым (см. ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович), где был экспонентом Русского отдела Осеннего салона; тогда же посетил Лондон. После возвращения сотрудничал в журнале «Золотое руно» (см. ЗОЛОТОЕ РУНО (журнал)) , где впервые в России опубликовал работы Ван Гога (см. ВАН ГОГ Винсент), Гогена (см. ГОГЕН Поль) и Сезанна (см. СЕЗАНН Поль).

В 1907-1912 годах Ларионов писал картины, основанные на творческой переработке образно-пластического строя вывески, лубка (см. ЛУБОК), росписи подносов и других видов фольклорного искусства; молодой художник стал инициатором целого направления в русском искусстве - неопримитивизма (серия «Парикмахеры», 1907). Служба Ларионова в армии (1908-1909) вызвала появление цикла примитивистски-бурлескных полотен на темы из солдатской жизни.

Ларионов был вожаком бунтующей художественной молодежи, зачинщиком многих скандальных акций, ознаменовавших появление авангарда на российской общественной сцене. В 1910 году он был среди основателей общества «Бубновый валет» (см. БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ); выйдя вскоре из него (вместе с Гончаровой), организовал выставку «Ослиный хвост» (см. ОСЛИНЫЙ ХВОСТ) (1912), консолидировавшую его сторонников; вокруг следующей выставки, «Мишень» (1913), также сложилось объединение молодых живописцев. В 1914 году он организовал четвертую выставку своих единомышленников, которая так и называлась «№ 4».

Ларионов иллюстрировал футуристические книги, преимущественно В. Хлебникова (см. ХЛЕБНИКОВ Велимир) и А. Крученых (см. КРУЧЕНЫХ Алексей Елисеевич) («Мирсконца», «Старинная любовь», «Помада»). В 1912-1914 годах он стал создателем собственной живописной системы - лучизма, предварившей наступление эры беспредметности в искусстве. В манифесте «Лучизм» (1913) Ларионов провозглашал: «Живопись самодовлеюща, она имеет свои формы, цвет и тембр. Лучизм имеет в виду пространственные формы, которые могут возникать от пересечения отраженных лучей различных предметов, формы, выделенные волею художника».

С началом войны Ларионов был призван в армию, служил прапорщиком, перенес тяжелую контузию и в 1915 году был демобилизован. Приглашенный С.П. Дягилевым в качестве сценографа, он уехал вместе с Гончаровой за границу, в 1917 году поселился в Париже (французское гражданство получил в 1938). Художник оформил множество постановок дягилевской антрепризы: «Русские сказки» А.К. Лядова (см. ЛЯДОВ Анатолий Константинович) (1917), «Шут» С.С. Прокофьева (см. ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич) (1921), «Байка про лису» И.Ф. Стравинского (см. СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович) (1922), «Классическую симфонию» С.С. Прокофьева (1931).

С отъездом из России закончился новаторский период в творчестве Ларионова. До конца жизни художник работал как живописец, сценограф, график, иллюстратор. Написал книгу воспоминаний о русском балете, мемуарные статьи о Дягилеве, Пикассо (см. ПИКАССО Пабло), Стравинском. С 1950-х годах, после полосы забвения, фигура Ларионова как одного из основоположников модернизма (см. МОДЕРНИЗМ (в искусстве и литературе)) 20 века стала привлекать пристальное внимание. На протяжении десятилетий во многих странах Европы и США регулярно проводятся выставки работ Ларионова, персональные и совместные с Гончаровой. В 1988 году в Россию были переданы несколько сот произведений Ларионова и Гончаровой, завещанных вдовой Ларионова А. К. Томилиной.

Полезные сервисы

ларионов михаил федорович

Большой энциклопедический словарь

ЛАРИОНОВ Михаил Федорович (1881-1964) - российский живописец. С 1915 в Париже. Пейзажи в духе импрессионизма и фовизма, примитивистские композиции ("Отдыхающий солдат", 1911). Создал т. н. лучизм (вариант абстрактного искусства).

-----------------------------------

ЛАРИОНОВ Михаил Федорович (22 мая 1881 - Тирасполь Херсонской губернии - 10 мая 1964, Фонтене-о-Роз, Франция), российский живописец, график, театральный художник, теоретик искусства. Лидер движения русских авангардистов конца 1900-х - начала 1910-х гг. Сын военного фельдшера, Ларионов с 12-летнего возраста посещал реальное училище в Москве. В 1898 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где с перерывами - его исключали три раза за художественное вольномыслие - учился до 1910; педагогами его были И. И. Левитан, В. А. Серов, К. А. Коровин, С. В. Иванов. До 1906 года продолжался неоимпрессионистический период Ларионова. Особенно много работ, в которых он выступил тончайшим колористом, умелым аранжировщиком фрагментированных композиций, было создано в 1903 в Крыму, куда он поехал вместе с женой, художницей Н. С. Гончаровой. С 1905 Ларионов широко выставлялся; в 1906 совершил поездку в Париж, субсидированную С. П. Дягилевым, где был экспонентом Русского отдела Осеннего салона; тогда же посетил Лондон. После возвращения сотрудничал в журнале "Золотое руно", где впервые в России опубликовал работы Ван Гога, Гогена и Сезанна. В 1907-12 Ларионов писал картины, основанные на творческой переработке образно-пластического строя вывески, лубка, росписи подносов и других видов фольклорного искусства; молодой художник стал инициатором целого направления в русском искусстве - неопримитивизма (серия "Парикмахеры", 1907 и др.). Служба Ларионова в армии (1908-1909) вызвала появление цикла примитивистски-бурлескных полотен на темы из солдатской жизни. Ларионов был истинным вожаком бунтующей художественной молодежи, зачинщиком многих скандальных акций, ознаменовавших появление авангарда на российской общественной сцене.

В 1910 он был среди основателей общества "Бубновый валет"; выйдя вскоре из него (вместе с Гончаровой), организовал выставку "Ослиный хвост" (1912), консолидировавшую его сторонников; вокруг следующей выставки, "Мишень" (1913), также сложилось объединение молодых живописцев. В 1914 организовал четвертую выставку своих единомышленников, которая так и называлась: ". 4". Иллюстрировал футуристические книги, преимущественно В. Хлебникова и А. Крученых ("Мирсконца", "Старинная любовь", "Помада" и др.). В 1912-14 стал создателем собственной живописной системы - лучизма, предварившей наступление эры беспредметности в искусстве. В манифесте "Лучизм" (1913) Ларионов провозглашал: "Живопись самодовлеюща, она имеет свои формы, цвет и тембр. Лучизм имеет в виду пространственные формы, которые могут возникать от пересечения отраженных лучей различных предметов, формы, выделенные волею художника". С началом войны был призван в армию, служил прапорщиком, перенес тяжелую контузию и в 1915 был демобилизован. Приглашенный С. П. Дягилевым в качестве сценографа, уехал в 1915 вместе с Гончаровой за границу, в 1917 поселился в Париже (французское гражданство получил в 1938). Оформил множество постановок дягилевской антрепризы: "Русские сказки" А. К. Лядова (1917), "Шут" С. С. Прокофьева (1921), "Байка про лису" И. Ф. Стравинского (1922), "Классическую симфонию" С. С. Прокофьева (1931) и др. С отъездом из России закончился новаторский период в творчестве Ларионова. До конца жизни художник работал как живописец, сценограф, график, иллюстратор. Написал книгу воспоминаний о русском балете, мемуарные статьи о Дягилеве, Пикассо, Стравинском. С 1950-х гг., после полосы забвения, фигура Ларионова как одного из основоположников модернизма 20 века стала привлекать пристальное внимание. На протяжении десятилетий во многих странах Европы и США регулярно проводятся выставки работ Ларионова, персональные и совместные с Гончаровой. В 1988 году в Россию были переданы несколько сот произведений Ларионова и Гончаровой, завещанных вдовой Ларионова А. К. Томилиной.

Полезные сервисы